Пришел, посмотрел, отошел

У каждой нации на протяжении веков складывалось свое понятие о красоте. Другие народы вправе принимать эти эталоны или напротив отрицать. Так или иначе, но красота, в различном контексте, остается в первую очередь достоянием всей мировой культуры.

Так, красота по японской традиции должна складываться из трех понятий - трех элементов-символов: «син», «соэ», «хикаэ», то есть: небо, человек, земля, что составляет основу мироздания в икебане. Икебана строится по правилам, но все-таки "глаза и сердце не должны быть у них в плену".

Сказка – ложь, да в ней намек

Однажды буддийские монахи собрали ветки и листья, сорванные грозой, и поднесли их к ногам статуи Будды со словами: "Будь милостив ко всем. Помоги оживить то, что сломала гроза". По-видимому, Будда благосклонно принял это подношение-просьбу, поскольку оно перешло в обычай. Икэбана переводится как "вторая жизнь цветов", или "воскрешение растений", и учит "искусству умирания". Поэтому ее можно сравнить с молитвой, но не из слов, а из знаков.

Человек - единственное животное способное мыслить. Он взаимодействует с окружающей средой, приспосабливается и создает свою культуру. В создании икэбаны остался пережиток приношения духу божества.

Хотя сведения о "пути цветов" можно было почерпнуть во многих буддийских текстах, для серьезных занятий икэбаной в Японии требовалось принадлежать к роду, представители которого упражнялись в ней веками. И только избранные достигали совершенства.

Для японского понятия "икэбана" в зарубежных языках до сих пор не найдено точного перевода. Принятое на Западе выражение "аранжировка цветов", так же как и русский термин "искусство составления букетов", не раскрывают сути икэбана как одного из видов ваяния. Иногда иероглифы икэ-бана дословно переводят как "живые цветы" или как "цветы, которые живут".

Цель икэбана - выражать красоту природы, создавая композиции из цветов, керамики и других предметов.

Но икэбана - это не только украшение, не только один из декоративных приемов. Это и средство самовыражения. Даже используя одни и те же материалы, разные люди могут вложить в них разные настроения. Подлинного мастера икэбана не может удовлетворить лишь внешняя красота цветов. Он стремится заставить их заговорить на понятном людям языке.

Есть притча, которую рассказывают каждому японцу на первом же занятии икэбана, приучая его к тому, что выразительность скупа. Она - о мастере чайной церемонии Рикю (XVI век), сад которого славился на всю Японию цветами повилики. Взглянуть на них решил даже сам сёгун Хидэёси. Придя, однако, в назначенное утро в сад, он с удивлением обнаружил, что все цветы срезаны.

Уже начавший гневаться, повелитель вошел в комнату для чайной церемонии и тут увидел икэбана из одного-единственного стебля повилики. Рикю принес в жертву все цветы своего сада, чтобы подчеркнуть их красоту в одном, самом лучшем.

Мастер Сэнно Рикю однажды поместил пионы в сосуд, сделанный из колена бамбука. При изготовлении этой вазы бамбук треснул, из трещины медленно капала вода. В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленных красотой икэбаны и не знающих, можно ли признать ее совершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: "И моя жизнь тоже дала трещину". Эта ваза впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии. А вообще высшей ступенью в икэбане можно считать полное "недеяние", невозможность что-либо изменить в природе: пришел, увидел, отошел.

Икэбана - порождение японского образа жизни.

Красота по правилам

Все элементы в икебане устанавливаются асимметрично и образуют как бы треугольник. Треугольник не должен быть ни вертикальным, ни горизонтальным. Элементы не должны находиться в одной плоскости.

Пропорции трех основных элементов предопределяются размером сосуда - его диаметром и высотой.

При составлении икебаны сосуд имеет огромное значение: он должен соответствовать используемому растительному материалу, желательно, чтобы он был однотонным. (Если у вас имеется ваза с рисунком, переверните ее на ту сторону, где нет рисунка.)

Для крупных веток, тяжелых цветов хороша грубая керамика. Полевые цветы прелестны в фаянсовых, деревянных сосудах, плетеных корзинках. Розы, тюльпаны, гвоздики, ландыши хороши в стеклянных, фарфоровых вазах.

В роли "вазы" можно использовать что угодно, вплоть до самых неожиданных предметов: детскую игрушку, подвернувшуюся корягу, кусок трубы, старую сковородку.

Теперь поговорим о конструктивных элементах:

Соэ (человек) должен быть равен примерно 2/3 элемента син (неба) и наклонен в ту же сторону, что и син.

Третий элемент - хикаэ - самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклонены соэ и син.

Ветка хикаэ также составляет 2/3 длины, только не син, а соэ.

Все элементы закрепляются в икебане таким образом, что кажутся ветвями одного растения.

В конце добавляется растительный материал второй степени значимости - так называемые заполнители.

Длина первого стебля всегда определяется таким образом: берется величина, равная сумме длины диаметра и высоты сосуда, и умножается на 1,5. Длина второго и третьего соответственно уменьшается на 2/3.

Место закрепления веток в сосуде определяется одной из четырех точек: справа или слева, спереди или сзади.

Ветки помещают между иглами кэндзана (приспособление в виде пористой губки для закрепления цветов). Ветки срезают, по диагонали и расщепляют их. Рекомендуется ставить ветки сначала прямо, а потом уже медленно наклонять в нужную сторону. Слишком тонкие ветки советуем обернуть ваткой, а потом втыкать в кэндзан.

Если стебли цветка полые вложите аккуратно в стебель ватку или бумагу, а затем только втыкайте в кэндзан.

Вводят в кэндзан ветку, держа ее ближе к нижнему концу, медленно и осторожно. Если ветка тяжелая, поставьте поверх кэндзана что-то еще.

В качестве кэндзана удобен пиафлор (пористая губка). Ее замачивают в воде, а затем ставят на подставку с шипами. Если под рукой ничего подобного нет: используйте пластилин или полиэтиленовый пакетик с насыпанным в него керамзитом. Увлажните его и завяжите пакет, а стебёль ветки или цветка вставляйте в проткнутые предварительно отверстия. Знайте: особый шик - создать икебану вовсе без держателя.

Помните, что икебана это не букет. Никакой пышности она не терпит. Уделите внимание самым простым и скромным растениям. Хозяйка с небольшим достатком вряд ли сможет сделать букет из калл, роз или орхидей. Попробуйте в праздничной икебане заменить роскошные цветы на герань, бегонию или на что-то другое. Можно сделать интересную икебану, использовав листья капусты, петрушки, сельдерея, укропа. Эффектна и неожиданна икебана с использованием фруктов вместо цветов. Попробуйте заменить экзотические растения яблоками, мандаринами, насаженными на ветки.

И еще: чтобы осенние ветви были глянцевые и дольше держались, надо их вымочить в концентрированном растворе сахара.

Простая незавершенность

В Японии имеются различные школы составления букетов, и правила, установленные одной школой, не всегда признаются мастерами других. Тем не менее, главные правила искусства, выросшие на основе дзэн-буддизма, являются общими для всех школ.

Поскольку доктрина дзэн сосредоточивает внимание на единичном, то в икебана подчеркивается уникальность каждого цветка. “Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка”, - говорил Ясунари Кавабата. Еще мастер икебана и чайной церемонии Рикю (1522-1591) учил японцев этому искусству. “В Японии и теперь, - говорил Кавабата, - во время чайной церемонии в нише чайной комнаты стоит всего один нераскрывшийся цветок”.

В японской системе аранжировки цветов, построенной на основах дзэн, особое внимание уделяется фактору динамизма: аранжировка должна отражать развитие во времени, его течение или же связь с определенным временем года. С этой точки зрения подбирается и соответствующий материал: полностью распустившиеся цветы, стручки, засохшие листья выражают прошлое; наполовину распустившиеся цветы или зеленые листья - настоящее; бутоны, набухшие почки - будущее. Время года также имеет свою символику. Весна - энергичные изгибы веток. Лето - распустившиеся лепестки, листья, стебли. Осень - редко поставленные тонкие ветки. Зима - оголенные ветки.  

Даже беглый обзор основных концепций аранжировки показывает, что ведущими принципами здесь выступают простота, асимметрия и кажущаяся незавершенность. Сами букеты вызывают ощущение спонтанности, самопроизвольности, непосредственности. Чтобы овладеть искусством составления таких букетов, требуются годы терпеливой имитации основных канонических приемов, которыми владеют мастера аранжировки. В своей потребности соприкоснуться с красотой, японцы не останавливаются ни перед какими трудностями. Они настойчиво и упорно годами тренируют канонические движения, перенимая их у мастеров икебана, и тем самым сохраняют этот вид искусства для грядущих поколений.

Японское искусство составления букетов - икебана - поднимет вам настроение и подарит кусочек солнечного лета дождливой осенью. Для того чтобы у вас дома появилась красота по-японски,  надо знать хотя бы азы составления икебаны.

Тогда вы поможете  цветам полностью раскрыть их природную красоту, а они дадут вам шанс проявить себя незаурядным художником-оформителем.

Перевести слово “икебана” можно как “помоги цветам проявить себя”, так как первый слог икебаны - “икэ” не только означает “жить”, но и является формой глагола “икасу”, который означает “оживлять”, “выявлять”.

Сочетание не сочетаемого

Икебана должна быть асимметрична, то есть ее правая и левая части не должны быть одинаковыми. Большое значение придается красоте линий. Прямые ветки почти не используют, предпочтение отдается неправильным, изогнутым формам. Японцы считают, что это делает композицию более динамичной и передает определенный эмоциональный настрой.

Икебана объемна, поэтому надо позаботиться о том, чтобы она выглядела одинаково красиво с любой точки обозрения. Еще одно правило составления икебаны - новизна. Наконец, последнее из основных правил – соблюдение гармонии. Сочетаться должны все элементы композиции: не только форма букета, но и цвет, и размер вазы, и все то, что будет окружать вашу икебану.

Нам бы так

В японской культуре икебана нередко выступает как посредник в общении между людьми. Икебану дарят родным и друзьям как знак добрых пожеланий. Гостя приглашают полюбоваться икебаной, созданной для того, чтобы почтить его или выразить радость по поводу его прибытия. Икебану готовят, чтобы отметить особые празднества или просто использовать ее как объект для дружеской беседы. Правила хорошего тона в японском обществе не позволяют смотреть собеседнику прямо в глаза - это может быть сочтено как непочтительность или назойливое любопытство. Лучшим способом установления контакта и является икебана.

Не правда ли, хорошая традиция?

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш email: / не публикуется, но обязателен
Введите код:
Код

Обсуждения

Ольга — 13.12
Одинокая немолодая интеллигентная женщина москвичка возьмёт на себя заботу, попечение, уход за пож...
Квартира в обмен на заботу / 444

Ольга — 13.12
Одинокая немолодая интеллигентная женщина москвичка возьмёт на себя заботу, попечение, уход за пож...
Квартира в обмен на заботу / 444

Наталия — 12.12
Наталия, живем с мужем вдвоем в частном доме в Курске.Возьмем в семью пожилую женщину. Заботу, уход...
Квартира в обмен на заботу / 444

ИРИНА — 07.12
Молодая семья без детей заключит договор пожизненной ренты на жилье с одинокими пожилыми людьми. Юр...
Квартира в обмен на заботу / 444

Мария — 05.12
Друзья мои!Вот вы тут начинаете осуждать,так сказать халявщиков…..Я на пример не считаю,что ...
Квартира в обмен на заботу / 444

Татьяна — 05.12
Семейная (русская)пара из Калужской области с ребенком, возьмет на попечение пожилого человека,в об...
Квартира в обмен на заботу / 444

Дмитрий — 04.12
Молодая семейная пара из Санкт-Петербруга, возьмет на попечение пожилого человека , по договору чер...
Квартира в обмен на заботу / 444

Вадим — 03.12
Возьму на пожизненное содержание в обмен на квартиру пожилого человека. Сам я живу в городе Уфа с р...
Квартира в обмен на заботу / 444

Вадим — 03.12
Возьму на пожизненное содержание в обмен на квартиру пожилого человека. Сам я живу в городе Уфа с р...
Квартира в обмен на заботу / 444

Иван — 02.12
Декоративная штукатурка байрамикс
Декоративная штукатурка "от и до"... / 8