Интерьер в японском стиле

Далекие края завораживают своей необычностью и экзотикой. Быт, убранство домов и интерьер других стран во многом отличаются от наших. Такие особенности складывались веками и бережно хранятся сегодня. Особенно это относится к такой самобытной и чудесной стране, как Япония.

Что и говорить, Япония – страна загадочная, необычная и тяга россиян к ней, во многом объясняется желанием сделать свою жизнь немного ярче. Поэтому сегодня мы поговорим именно о японском искусстве организации домашнего пространства.

И начнем с того, что образ дома в Японии возникает из его пространственного построения. Объемные предметы в отличие от европейской традиции появляются в интерьере лишь на время, а затем опять убираются в специальные шкафы. Эта система, которая определяет весь стиль жизни, дает возможность разнообразно использовать одно и то же, часто очень небольшое помещение в зависимости от времени суток и потребности: как спальню ночью, как столовую или рабочую комнату днем. Сами конструктивные особенности интерьера, разделяемого лишь легкими раздвигающимися перегородками — фусума, позволяют быстро трансформировать внутреннее пространство дома. По мере надобности появляются одни предметы, затем другие, а в какой-то момент все они убираются в шкафы, назначение которых — прятать, а не демонстрировать.

Отсутствие стабильного места для каждого предмета, в том числе и таких, как кровать и стол, существенно повлияло на восприятие интерьера. Он всегда понимался как изменяющийся, временный, а его главным формообразующим элементом стал не объем, масса предмета, а пространство - единственно постоянная и обязательная часть ансамбля. Именно пустое пространство дома, традиционная одухотворенность которого уходит корнями в глубокую древность, становится содержательным фоном (подобно свободному фону в живописи тушью), подчеркивающим значительность самого малого единичного предмета. На этом построено художественное воздействие ниши-токонома, где скромная ваза с единственной веткой становится эмоциональным фокусом интерьера.

Через раздвигающиеся стены-окна внутреннее пространство свободно «перетекает» наружу, связывая в единое целое интерьер и сад. Поскольку композиция сада исполняется в расчете на взгляд изнутри дома, пространство сада органично соединяется с интерьером, а ограждение сада замыкает весь ансамбль и отделяет его от внешнего окружения. Таким образом, эмоциональная тема японского дома - это тема уединения, покоя, тишины, и образ сада занимает здесь ведущее место.

Дом с садом выражает определенную концепцию жизни, основанную на традициях культуры, мировосприятия, отношения к природе, бытовых особенностях. Одна из таких особенностей, оказавшая большое воздействие на многие конструктивные и эстетические свойства дома и сада,- это обычай сидеть на покрытом циновками полу. Пол как главная «жизненная поверхность» в доме, определяющая формы повседневного существования, закрепил точку зрения на окружающее (можно, например, напомнить, что композиция сада для созерцания всегда учитывала уровень глаз сидящего на веранде человека).

Расчет на полуфигуру определял в значительной мере пропорциональное решение интерьера, высоту помещений, масштаб вещей. Он определял и относительные размеры сада в его соотношении с человеком и с предметами в доме.

Обычай сидения на полу означает, кроме того, отсутствие специальной мебели - стульев, кресел, диванов, а также и постоянного стола как стабильного места трапезы, игравшего в европейском доме, начиная с эпохи средневековья, особую символическую роль: трапеза была формой единения, общности, «кольца» людей вокруг стола, получившего символическое значение центра дома. Отсутствие постоянного места трапезы и самого ритуала как важной формы общения создавало иные психологические связи с предметным миром, незафиксированность внимания на нем, постоянное ощущение временности и взаимозаменяемости вещей. Ценность предмета в доме определяется его ролью в общем ансамбле, контекстом его «жизни» в интерьере в данный момент. Такая традиция восприятия предмета и пространства была воплощена в японском средневековом искусстве — живописи суйбоку, поэзии хайку, сухих садах. Она породила не только особый художественный язык, культуру поэтического намека и ассоциации, но и умение видеть в малом большое и значительное.

Бонсаи

 

Это особый вид декоративного искусства, требующий не только профессионального умения ботаника, но и художественного чутья, творческой фантазии. Поставленное в токонома, такое деревце уподобляется пейзажу-картине, не столько изображает природу, сколько олицетворяет ее.

Но если в принципе возможен пейзаж — бонсаи из одного или нескольких карликовых деревьев в керамической вазе, то возможен он в таком же масштабе из камней, песка, гальки. Это — бонсэки, так называемые пейзажи на подносах, крошечные композиции с каскадами и потоками, горами и озерами. Это искусство, имеющее свои законы, своих мастеров и своих почитателей. В современной Японии устраиваются выставки бонсэки, подобно выставкам живописи пли скульптуры.

Бонсаи и бонсэки — отнюдь не «кунштюк», так поражающий воображение европейца. Их образы связаны с самыми общими эстетическими и даже философскими идеями (например, концепцией ценности данного мгновения в проповеди буддизма дзэн). Но здесь же можно видеть свойственную восточному художественному сознанию взаимозаменяемость жанров, основанную на единстве мировоззренческих истоков творчества: живописный пейзаж — аналог естественной природы в ее единстве, как и сад. Их смысл, их «предназначение» в сознании созерцающего человека принципиально одинаковы, что объясняет и сходные законы композиции и образного решения.

Реальный сад под открытым небом может быть любого размера - от обширного парка до символической композиции на площадке в один квадратный метр. В принципе возможно дальнейшее уменьшение размера. И вот такой сад, как бы поднятый с земли и положенный на тарелку, и есть бонсэки. Он может состоять просто из одного камня (как, например, хранящийся в монастыре Нисихонгандзи «Суэ-но-Ма-цуяма»), но существуют и более развернутые, «повествовательные» мотивы (вспомним о трех формах сада: сии, гё, со) с растениями, моделями архитектурных сооружений и даже нарисованными деталями. Бонсэки означает отношение к природе как ценности, без которой невозможна жизнь человека. Ставший мобильным, внесенный под крышу, этот микросад сохранил всю поэтику жанра, а по смыслу и значению в интерьере сблизился с живописью, каллиграфией, икэбана. Умение постигать большое через малое, общее через единичное воспитано всей художественной традицией Японии. Трехстишие, бонсэки, букет становятся в один ряд с жанрами монументальными и философскими. Здесь и заключается секрет жизнеспособности искусства садов во всех его модификациях.

Черты канонического построения, имевшие глубокое философско-религиозное содержание в средневековый период, утратили первоначальный смысл, но сыграли важную роль в сохранении этого искусства.

В заключение хочется сказать, что это лишь малая часть всего того, что можно сказать об удивительной Японии. Поэтому мы обязательно продолжим знакомство с ней в следующих номерах.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш email: / не публикуется, но обязателен
Введите код:
Код

Обсуждения

Карина — 08.07
Я хочу пойти на курсы фитодизайна. Кто нибудь подскажет,где можно будет работать по их окончании в...
Я б в дизайнеры пошел... Кто меня научит? / 5

Лена — 04.07
Спасибо большое за статью, я как раз ищу цвет для своей гостинной, последую вашим советам. Было бы ...
Цвета и их значение в интерьере / 1

Светлана — 25.06
в рмцпк неплохие курсы (долгосрочные или можно отдельно выбрать краткосрочные по интересующему проф...
Я б в дизайнеры пошел... Кто меня научит? / 5

Елена — 17.06
Все так,но в жизни получается по-другому.Например,в нашем 2-хэтажном общежитии на первом этаже расп...
Шум и что с ним можно сделать / 1

Катя — 10.06
Подскажите, а где найти хорошие курсы графического дизайна в Перми?
Я б в дизайнеры пошел... Кто меня научит? / 5

Мария — 09.06
На базе школы дизайна "АртФутуре" проводятся курсы по подготовке дизайнеров: курсы дизайн...
Я б в дизайнеры пошел... Кто меня научит? / 5

Саша — 21.05
**Я хочу пойти учиться на дезайнера но не могу не где найти учреждения города Перми в интернете
Я б в дизайнеры пошел... Кто меня научит? / 5

Паша — 19.05
Да,мало таких толковых коментариев встретил при поисках вопроса о пароизоляции. Но,однако, один мом...
О пароизоляции стен / 1

SERG — 03.05
Да, проблема гигиены при использовании одной и той же ванны для мытья человека и собаки - актуальна...
Где помыть собачьи лапки, обувь, половые тряпки? / 1

Оксана — 26.04
О потолках так же можно посмотреть и почитать http://www.timestudio.ru
Звездное небо личного масштаба или Верх эстетики / 1

Популярное